Одной из самых ярких, на мой взгляд, книжных премьер этого года является дебютная книга Эли Паризера «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?». В ней известный американский политический активист и интернет-деятель описывает технологию работы крупнейших интернет-компаний (в частности, Google и Facebook), заключающуюся в создании для каждого человека уникальной информационной вселенной.

На первый взгляд, ничего плохого в этом нет: информации в Сети немерено (сейчас за день производится несколько миллиардов гигабайт), поиск релевантных данных занимает все больше и больше времени, и поисковые системы, социальные сети, новостные порталы и другие ресурсы облегчают страдания человека, выдавая ему максимально соответствующие его потребностям данные. Но степень соответствия этих данных определяет не пользователь, а программа, делающая определенные выводы на основе его последних действий в Сети. А это уже не есть хорошо.

Человеческие интересы – одна из самых изменчивых категорий. Я, например, пару недель назад активно искал информацию о масштабных моделях автомобилей; дня три посмотрел, удовлетворился и успокоился, сосредоточился на поиске информации на другие темы; но после этого еще с неделю на разных сайтах мне попадалась рекламная информация о продаже масштабных моделей. Это результат сбора информации о моих действиях в онлайне (колоссальный рынок: за каждое движение мыши компании готовы платить, ибо чем точнее представление о пользователе и его потребностях, тем более уникальное и персонализированное рекламное предложение ему можно сделать и, соответственно, тем больше товаров продать). Противно, но не смертельно.

Однако персонализация не ограничивается только рекламой. Новостные сайты подстраивают заголовки своих материалов под интересы и желания пользователей; в социальных сетях и блогах показывается только определенный процент сообщений. К примеру, в моей ленте новостей в соцсети «Вконтакте» показывается 11% самых лучших, самых интересных для меня (по мнению программы, основанному на количестве посещений тех или иных страниц и сообществ) новостей, но можно и 100% настроить, только тогда совсем утонешь в потоке данных; в «Фейсбуке» аналогично (только без указания процентов и без настройки 100-процентного показа).

Казалось бы, что плохого: данных ведь немерено, все их все равно не прочитаешь, и спасибо Павлу Дурову, Марку Цукербергу и владельцам других информационных ресурсов за заботу. Но в результате у пользователя формируется далеко не полное, однобокое представление об окружающей действительности, он постепенно лишается возможности взаимодействовать с имеющими другое мнение людьми, оказывается в полном одиночестве за так называемой «стеной фильтров». Жизненный путь, взгляды и установки человека будут определяться не им самим, а интернет-компаниями, решающими, какую именно информацию показать, на основе собранных когда-то (может быть, даже много лет назад) данных о посещаемых страницах.

Общественная активность может приказать долго жить. Человек реагирует на довольно узкий круг стимулов (власть, слухи, знаменитости, юмор и некоторые другие), а важные, но сложные и неприятные темы (дефицит энергии, климатические изменения, голод и т.п.) способны заинтересовать с гораздо меньшей вероятностью. Данные первого вида будут выдаваться регулярно, второго – чрезвычайно редко. Если учесть, что «виртуальные соседи» пользователя будут примерно такими же, что рядом не будет товарища, способного подсказать, что что-то идет не так, человечество в скором времени рискует разучиться реагировать на важнейшие экономические, политические, социальные изменения, и наступит мещанство в общепланетарном масштабе.

Вот почему Эли Паризер призывает бороться против, казалось бы, такой замечательной штуки, как персонализация. Это совсем непросто: стена фильтров невидима, и понять, что то, что видим мы, отличается от того, что видят другие, удается далеко не всегда. Тем не менее способы есть, считает Паризер. Каждый человек может изменить свое поведение:

  • Усложнять работу поисковым программам, расширяя свои интересы и обозначая новые их направления;
  • Пользоваться сайтами, дающими больше возможностей контроля и четко сообщающими о принципах работы фильтров и использования ваших личных данных (например, вместо «Фейсбука» - «Твиттером»);
  • Хотя бы на базовом уровне понимать принципы работы алгоритмов, изучать языки программирования.

Компании должны делать более прозрачными системы фильтрации, четче объяснять принципы использования личной информации, а также повышать вероятность случайных открытий (нахождения тем, лежащих за пределами обычного опыта пользователя), более тонко и гуманистично подходить к идентичности, освещать общественные проблемы и культивировать гражданственность.

На уровне же общества в целом необходимо бороться за контроль над Интернетом, в первую очередь, над собственными персональными данными, за открытый, направленный на общественное благо Интернет.

Все это сделать очень сложно, но результаты стоят того. И книга Эли Паризера «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас?» будет отличным помощником в этом. Ведь вы же не хотите оказаться в информационном вакууме, лишающем возможности не только развиваться, но и просто адекватно воспринимать окружающий мир?..

 

Паризер, Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? = The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You / Эли Паризер; пер. с англ. А. Ширикова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 304 с.