Новая книга Захара Прилепина «Книгочет» - незанудное, местами лирическое, местами саркастическое пособие по новейшей литературе.
В своей новой книге «Книгочет» Захар Прилепин делится собственными взглядами на отечественную и зарубежную литературу последнего десятилетия. Живым, незанудным (и временами нецензурным) языком прозаик рассказывает о современных писателях, поэтах, публицистах, критиках, как известных (Дмитрий быков, Виктор Пелевин, Эдуард Лимонов, Александр Проханов, Герман Садулаев и др.), так и не очень, по крайней мере мне (Иван Волков, Игорь Панин, Владимир Бондаренко, Борис Корнилов, Олег Рябов и др.). Понятное дело, что охват будет неполным. Это нереально, да и бессмысленно, да и не ставит Прилепин перед собой такую задачу, о чем говорит в предисловии.
Все материалы в книге сгруппированы в тематические разделы - "Расклад" (общее положение дел в современной женской и мужской прозе), "По классике", "Политэкономия", "Мастера", "Иные языки", "Четыре раза по десять" (с подразделами "Крупная форма", "Малая форма", "Нон-фикшн" и "Поэзия" - в каждом из жанров обозреваются по 10 лучших книг десятилетия) и т.д. Очень удобно.
Это не учебник литературы, здесь практически нет литературоведческих терминов и отсутствует научный объективизм. Прилепин прямо дает понять, нравится ему книга или не нравится. По-разному можно к этому относиться. Но рассказывает Прилепин о своих любимых (или просто понравившихся) произведениях так вкусно, приводит такие классные фрагменты, что нередко и сам загораешься желанием ознакомиться с ними (пример – романы Александра Проханова).
Про непонравившиеся книги Прилепин пишет, четко показывая, что именно его не устраивает, не забывая отметить хорошее (если таковое есть). К примеру, в антологии «Русская поэзия. XXI век» (составитель – Геннадий Красников) Прилепина не устроил подбор авторов (да, там представлены стихи Алексея Кубрика, Виталия Пуханова и других высоко ценимых Прилепиным поэтов, но совершенно забыты, в частности, Лев Лосев, Юрий Арабов, Станислав Куняев, Александр Кабанов и другие значимые в литературном сообществе имена). Чтобы справедливость восторжествовала, Прилепин предлагает в следующем издании антологии убрать несколько разделов, уменьшить шрифт и добавить-таки незаслуженно забытых мэтров (и даже готов самостоятельно сделать подборки их стихов).
Довольно значительное место в «Книгочете» уделено писателям 1990-х годов, в частности, Михаилу Тарковскому, Олегу Ермакову, Василию Голованову, Владу Отрошенко. По мнению Прилепина, это «цвет и самый сок новой русской прозы, однако широкого читателя об этом так и не осведомили». Произведения этих и некоторых других авторов нередко даже лучше, чем книги писателей 2000-х годов, даром что последние гораздо более знамениты. Даже интересно стало проверить, чего и вам советую.
Еще в «Книгочете» Захар Прилепин рассуждает и на нелитературные темы (в книге это заявлено как лирические и саркастические отступления - про пьянство, лень, музыку, современное состояние русского языка, литературную тусовку, взаимоотношения с властью). Особенно мне понравились заметки о русском рэпе как знаковой системе современной молодежи и даже как о национальной русской музыке. В качестве доказательства Прилепин приводит такие строчки рэпера Ноггано:
«Баржа на мели – поэтому непотопляема, / Мы смотрим карты, тайно мечтая о плаванье, / Сам себе на уме, сам себе пророк. /Скоро в путь – как Ной жду потоп. / А пока прячемся в двухкомнатных карцерах, / Живя на своей земле как в оккупации, / Пытаться ни к чему – эпоха двойственности…»
Согласитесь, что-то в этом есть.
И еще один приятный момент. Благодаря Захару Прилепину я наконец-то поверил, что есть в нашей стране качественная современная поэзия. Произошло это после того, как я прочитал его рецензию на книгу Игоря Панина «Мертвая вода». Стихи Панина невеселые, но мне лично их очень приятно было читать:
«О таланте своем не плачу я,
думал – пропил, а он нет-нет
да напоминает о себе, как неоплаченная
квитанция за свет».
Согласитесь, недурно. И, что самое главное для меня, в рифму (ну не приемлет мой организм верлибра и все тут).
В общем, вот такую занятную книгу написал Захар Прилепин. Конечно, это не учебник литературы, по нему не будут учиться в вузах (и тем более в школах). Но это очень недурной путеводитель, позволяющий не утонуть в колоссальном книжном потоке, помогающий сделать нелегкий выбор – какие произведения достойны вашего внимания, а какие нет, а также открыть для себя новые имена, про которые без помощи Прилепина вы, может быть, даже и не узнали бы.
Прилепин, З. Книгочёт: пособие по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями [Текст] / Захар Прилепин. - М.: Астрель, 2012. - 445 с.